[ne]FORMAT - internet music journal#7 ШКОЛА
Подпишись на анонс журнала!

Домашняя студия DJ’я:
Часть IV — Hi-End Звуковые платы

Вот мы добрались и до последнего, наиболее пафосного и распальцованного класса звуковых плат. Вряд ли такие девайсы могут понадобится вам, если в ваши задачи входит лишь запись миксов и прослушивание музыки. Звуковые платы Hi-End — это специализированные решения, направленные на высококачественное производство и запись музыки, а также для соединения компьютера с цифровыми устройствами вроде цифровых микшеров и портастудий интерфейсами вроде AES/EBU или R-BUS. Поэтому, если вы твердо решили заняться профессиональным производством музыки и не желаете ограничиваться исключительно программными синтезаторами и эффектами, без Hi-End платы вам не обойтись. Цены таких плат начинаются от $600 и уходят в бесконечность.

Что они умеют? Есть самые разные решения, мы же ограничимся так называемыми программно-аппаратными комплексами. Такие системы позволяют, кроме элементарного ввода и вывода звука, заниматься его обработкой и синтезом — аппаратно, то есть за счет собственных процессоров. Одна из известнейших систем подобного класса — Creamware Pulsar. Самая дорогая и профессиональная система — Digidesign Pro Tools, установленная в лучших студиях планеты. О ней мы говорить не будем, так как покупка звукозаписывающего комплекса за несколько тысяч долларов вряд ли может быть оправданна в условиях домашней студии.

Самые интересные платы класса Hi-End — это компьютерные сэмплеры и синтезаторы, реализованные в виде звуковых карт. Они позволяют полностью с соответствующим качеством заменить аппаратные аналоги в сочетании с удобством обращения с помощью компьютера.

Digital Audio Labs CardDeluxe

Начнем мы все-таки обзоры Hi-End устройств с логического продолжения плат Low-End сектора — а именно двух/четырехканальных оцифровочных устройств. Если платы Low-End со сходными возможностями оценивались в суммы порядка $200 (с соответствующими отклонениями — от $160 до $250), то эта штука стоит аж целых $600. Почему? Зачем? Кому? Не волнуйтесь.

Компания Digital Audio Labs, производитель этой платы, специализируется исключительно на высококлассном студийном цифровом оборудовании — таком как внешние многоканальные A/D и D/A конверторы, разнообразные усилители и т.п. Ее оборудование предназначено в основном для больших и жутко дорогих звукозаписывающих студий. На рынок PC-аудиоплат компания, вобщем, смотрела мало, пока три года назад не решилась выпустить свою дебютную плату CardD. Это устройство сразу же завоевало сердца профессиональных звукорежиссеров и стало чуть ли не мировым стандартом для компьютерной звуковой платы, предназначенной для звукозаписи.

И вот совсем недавно Digital Audio Labs решила освежить свою устаревшую уже CardD (эта плата не поддерживала разрядность >16бит, 48кГц) и выпустила новую CardDeluxe. Внимание, любители понтов и бескомпромиссного звучания! CardDeluxe — это лучшее, что существует на рынке звуковых плат по качеству A/D и D/A конвертации. Такая вещь как нельзя лучше подойдет к вашим мониторам за $5000 и аудиокабелям за $1000!

Если серьезно, то CardDeluxe — это верх совершенства звучания, заключенного в PCI-плату. Устройство с самыми серьезными намерениями. Динамический диапазон у CardDeluxe составляет более 115 дБ, что существенно выше всех остальных рассмотренных нами плат. Отношение сигнал/шум — 110 дБ. Фантастические параметры. Только для настоящих ценителей!

Параметры: 2 аналоговых выхода, 2 аналоговых входа на балансированных «больших джеках», 2 цифровых S/P DIF Coaxical RCA-разъема, работа со звуком в формате 24/96, возможность одновременной установки нескольких плат CardDeluxe.

Frontier Design Dacota

А вот это устройство из совсем другой серии. Dacota — первая из плат в нашем обзоре, в которой ВООБЩЕ нет A/D и D/A преобразователей. Она просто-напросто не предназначена для таких целей, как конвертация звука. У нее другая задача — вывести многоканальный цифровой звук вон из компьютера, подальше, на внешние цифровые микшеры или портастудии. Осуществляется вывод цифровой информации через ADAT-интерфейсы, которых у платы аж четыре штуки — два на выход и два на вход. Таким образом, плата способна выводить одновременно 16 каналов (!). Впечатляет, не так ли? В сочетании с цифровым микшером Dacota может сформировать цифровую студию высочайшего класса, с великолепными возможностями и качеством. Подключив плату в микшеру со встроенными или внешними эффектами и синтезаторами, можно, выводя звук из компьютера одновременно с этим процессом записывать его в компьютер уже в обработанном виде! Причем на этом пути не будет ни одной переоцифровки или преобразования. Вобщем, Hi-End. Иначе не скажешь.

Creamware Pulsar/Pulsar II

Creamware Pulsar своим появлением произвела невероятный фурор. Многие не верили в возможность ее существования, остальные просто тихо стонали, великие же предрекали смерть и последующее возрождение звукозаписывающих технологий на базе великой Pulsar и ее потомков. Постепенно ажиотаж поутих и наружу выплыли определенные недостатки системы, которые не позволили ей произвести Большую Революцию Звукозаписи.

Итак, что же такое Creamware Pulsar? Прежде всего, это не просто звуковая плата. Это целый программно-аппаратный комплекс — то есть система, которая состоит не только из самого железа с сопутствующими драйверами, а еще из специального программного обеспечения, которое позволяет использовать возможности платы на всю катушку. В случае с Pulsar интеграция программного и аппаратного компонентов как нельзя прочная — ПО, поставляемое с платой, никогда не назовешь позорным словом «дрова».

Сама плата Pulsar — это огромных размеров PCI-устройство, на котором расположена целых шесть высокопроизводительных процессоров Sharc 65MHz от компании Analog Devices. Sharc — это, конечно, не Pentium 4, но со своими задачами — а именно обработка цифрового сигнала сложными алгоритмами — справляется великолепно. Отличительной особенностью этих процессоров от других звуковых плат с DSP (Digital Signal Processor) является то, что в них изначально не зашиты никакие алгоритмы — они загружаются посредством драйверов и сами представляют из себя отдельные программы. По сути, Pulsar — это целый компьютер, который можно использовать самыми разными способами. Отсюда и пафосное прозвище «программно-аппаратный комплекс».
К плате подключается специальный кабель, который разветвляется на множество проводов (также устроены Midiman Audiophile 2496 и Hoontech DSP24 MKII). На нем находятся: два аналоговых RCA-входа и выхода, цифровые вход и выход, ADAT, MIDI и специальный кабель для подключения устройств Creamware. Он дает возможность подключить, например, внешний A/D+D/A конвертор, который позволит выводить на внешние устройства одновременно 16 каналов. Также этим кабелем можно соединять несколько плат Pulsar/Pulsar II, которые будут объединять свою вычислительную мощность.

Программный интерфейс Pulsar реализован весьма хитро. Он «вешается» в фоновом режиме Windows и управляет всеми звуковыми потоками, идущими через плату. Каждому запущенному звуковому приложению (например, секвенсору или виртуальному синтезатору) присваивается свой виртуальный звуковой пор, за счет чего драйверы позволяют направлять определенный звуковой поток в определенные программы и физические выходы. Кроме программ работы со звуком, вы можете создавать виртуальные устройства и эффекты, работающие на процессорах Sharc, которые вы также можете направлять в другие программы. Допустим, звук из виртуального синтезатора вы можете направить в аппаратный эффект, затем записывать его в аудиоредакторе и т.п. Возможности подобной коммутации почти безграничны. За счет процессоров платы вы можете в реальном времени синтезировать и обрабатывать звук, добавлять к нему звук из программных синтезаторов, направлять все это в цифровой микшер Pulsar и записывать сведенный сигнал в аудиоредакторе. По сути, это целая звукозаписывающая студия, уместившаяся в компьютере.

В качестве синтезаторов Pulsar предлагает аналоги большинства известных устройств вроде MiniMoog или TB-303, а также сэмплер, понимающий форматы AKAI S1000, AKAI S3000, SoundFont, Wave, AIFF и другие. Количество эффектов в стандартной поставке переваливает за дюжину. Но самое главное — вы можете пойти на сайт Creamware и скачать там дополнительные плагины, написанные как штатными программистами компании, так и энтузиастами Pulsar. На данный момент количество плагинов под Pulsar перевалило за отметку в 150 штук.

Впрочем, у всего этого великолепия обнаружились досадные минусы, которые не позволили системе стать самым перспективным и удобным студийным решением. Камнем преткновения стало все то же ПО: из-за своей невероятной сложности драйверы регулярно дают сбои, приводящие порой к самым неприятным последствиям. Система ненадежна. Мощь шести процессоров Sharc велика, но ее все равно не хватает на полноценную обработку целого музыкального проекта, поэтому волей-неволей приходится периодически записывать куски композиции в виде готовой дорожки, чтобы освобождать процессорные мощности. При всем при этом качество звучания синтезаторов и эффектов не дотягивает до высшего класса, который могут обеспечить современные программные синтезаторы и эффект-процессоры. Сэмплер загружает банки в несколько раз дольше того же GigaSampler’а. Вобщем, сложность и универсальность системы лишила комплекс самого главного — надежности и удобства в обращении. Тем не менее Pulsar — это лучшее решение, если вы хотите писать электронную музыку с участием ста пятидесяти синтезаторов. И при этом вам не жалко отдать $1300. Hi-End все-таки. Впрочем, на базе системы Pulsar есть и более дешевые решения. О них читайте далее.

Creamware Elektra/PowerSampler

Звуковые платы Elektra и PowerSampler — это урезанные варианты Великого и Ужасного Pulsar, предназначенные для несколько более узких задач. Elektra — это программно-аппаратный синтезатор, а PowerSampler — это, соответственно, сэмплер. Разница между этими двумя отпрысками и Большим Братом — по сути, лишь в количестве процессоров (у малышей количество из снижено вдвое — до трех штук на брата) и количеству входных/выходных разъемов. Эти платы уже больше напоминают классические звуковые карты: не такие огромные, с обычным набором разъемов на контактной стенке. А именно это: вход/выход на «больших джеках», MIDI вход и выход, S/P DIF вход-выход и разъем интерфейса Firewire, по которому можно подключать внешние блоки Creamware (что может теоретически увеличить количество входных/выходных каналов до 36).

Программное обеспечение, поставляемое с Elektra/PowerSampler, практически идентично Pulsar’скому: та же свободная коммутация, гибкость, те же форматы плагинов и эффектов. Соответственно, PowerSampler позволяет вовсю использовать себя как сэмплер (форматы AKAI S1000/S3000, SoundFont, Wave, AIFF), а Elektra — как синтезатор. Все доступные для Pulsar синтезаторы будут работать и на нем. При этом уменьшенная вдвое вычислительная мощность дает о себе знать: количество одновременно воспроизводимых голосов существенно меньше. Впрочем, мощности, которую дают 3 процессора, должно хватить для основных задач создания электронной музыки.

Аналоговые каналы у Elektra/PowerSampler небалансированные, поэтому как высококачественный оцифровщик эти платы использовать не рекомендуется. Вообще говоря, качество преобразователей Elektra/PowerSampler далеко не самое высокое среди профессиональных, а уж тем более Hi-End плат — сама Creamware рекомендует использовать вместе с ними внешние преобразователи. Зато у плат есть характерная особенность — они без проблем переваривают 32-разрядный звук. Не вполне понятно, кому он, собственно, нужен, но все равно приятно.

Вобщем, при цене в $600 эти платы выглядят куда более привлекательно, чем громоздкий Pulsar. Если хотите завести себе хороший сэмплер или синтезатор, не кушающий много места, и позволяющий удобно работать со всем звуковым окружением, используя внушительные возможности ПО Pulsar, эти платы для вас.

Финал

Уф, вроде, со звуковыми платами разобрались. Надо ли говорить, что мы затронули лишь верхушку айсберга — новые устройства плодятся с каждым днем. Тем не менее позволю себе подвести некоторый итог нашего ликбеза. Итак, финалистами в легкой, средней и тяжелой категориях стали…

Low-End: бесспорно, лучшим стал Midiman Audiophile 2496 за его великолепное качество звука, безглючные драйверы и беспрецедентную цену в $200. В затылок дышит Echo Mia за $240 с ее виртуальными каналами и ни в чем не уступающим качеством звучания. EgoSys Waveterminal стоит особняком, представляя из себя наиболее качественное и дорогое решение в секторе Low-End. Hoontech DSP24 — самый дешевый и компромиссный вариант: по качеству он проигрывает всем остальным.

Mid-End: Здесь опять лидером становится продукт Midiman: с качеством и ценой Midiman Delta44/Delta66 не поспоришь. Самым дешевым на этот раз оказался восьмиканальный Inca88 от Audiotrak, обогнав даже расширенный вариант Hoontech DSP24 MKIII. EgoSys Waveterminal U2A опять стоит особняком, ожидая пользователей ноутбуков.

Hi-End: лучший среди оцифровщиков — Digital Audio Labs CardDeluxe со своей распальцованной ценой в $500 и столь же распальцованным качеством звучания. Среди программно-аппаратных синтезаторов лидеры по соотношению “цена/качество” — Creamware Elektra/PowerSampler, полуторатысячедолларовый Pulsar II ждет приспешников тяжелых многоканальных проектов.

Такие дела. Надеюсь, наш обзор поможет вам выбрать звуковую плату. А мы переходим к следующему пункту нашего плана — активные студийные мониторы. Как говориться, читайте в следующем номере.

(продолжение в следующем номере)

обсудить статью на Музыкальном Форуме [ne]FORMAT >>>


Вся информация взята с сайта «DJ.RU»
http://www.dj.ru
СОДЕРЖАНИЕ
[music]НОВОСТИ
Новости альтернативной музыки (Часть 1)
Новости альтернативной музыки (Часть 2)
Новости альтернативной музыки (Часть 3)
[ne]POPSA
"МегаРок" - о проекте
О саунд-треках и их неуместности
О поп-культуре
[dance]MUSIC
Стили танцевальной музыки (Часть 6)
Kazantip 2004
КЛАССИКА
Оркестр: деревянные духовые инструменты
Великие композиторы:
Вивальди, Мендельсон, Паганини, Шуман

ШКОЛА
Домашняя студия DJ'я: Часть IV
Бас-гитара для новичков (Урок №4)
Как собрать "примочку" своими руками
[fan]CLUB
"The Eyes of Alice Cooper"
John Bonham - Движущая сила Led Zeppelin
Мумий Тролль: Займем все столицы
ПОКУПКИ
Постеры: Рок
NRG Helios II 64Mb - MP3-плеер в виде кассеты
Flash-MP3 плеер Sony NW-MS70D
(: Internet :)
Музыкальные рассылки
РокОбмен: [Audio&MP3]
[Video&Live
] [Concerts]
[pro]ЖУРНАЛ
Авторам
Читателям
Копирование материалов

ne.format@inbox.ru