[ne]FORMAT - internet music journal#9 Школа
Подпишись на анонс журнала!

Как сделать индейскую флейту или как пересвистеть Карлоса Накаи (Часть I)

статья написана двумя ну просто нереальными индейцами

В жизни каждого человека наступает момент, когда ему неимоверно хочется подудеть.

Когда Карлос Накаи был маленький, ему тоже хотелось. Пошел он к одному старику, которого звали Дон Хуан (чисто по совпадению) и сказал ему:

"Деда, слышь, деда, сделай дудку, а?"

А тот засмеялся, да исчез. И ошарашенный Карлитос остался без дудки. И плакал еще очень долго, пока папа не пошел в индейскую сувенирную лавку, ну, местную, которая у них там в резервации, а дудок там не было (не завезли), потому как их кроме исчезнувшего Дона Хуана никто делать и не умел.

Ну папа и давай плакать тоже.

А плакать вовсе и не надо! Чего плакать-та? Возьми и сделай!

А мы в чем можем поможем.

Начнем с того, что всякая дудка состоит из палки и дырок. Дырки найти несложно, а вот палку... Для жителей пустыни шансов мало. А вот жителям северных лесов выпала возможность сделать настоящую аутентичную индейскую флейту (У этой флейты есть много названий. Например, по-английски Indian Love Flute (индейская флейта любви), есть еще распространенное лакотское название, которое мы забыли. Мы называем ее по-алгонкински- "пимак" ), точно такую же как достал себе Карлос Накаи когда перестал плакать, потому лучше всего ее делать из кедра. Если там где вы живете все кедры вырубили, то можно взять сосну или ель, естественно, хорошо высушенную, либо природой, либо вами.

Дальше мы будем описывать два способа, как это таки в конце концов стал делать юный Карлитос, и как это делали его предки.

Сегодня
 
Когда-то
Короче, вам понадобятся:   Короче, вам понадобилось бы:
Два бруска, прямоугольные в сечении, шириной примерно 3.5 см, высотой около 1.5 см и длиной что-то вроде 53 см. Это мы просто измерили имеющийся пимак. Флейта может быть и толще и длиннее, никаких стандартов нету. Опасайтесь однако сделать ее длиной в ладошку, иначе вам не пересвистеть Карлоса Накаи. Они (бруски) должны быть с хорошо подогнанными (чтобы легко без щелей сходились друг с другом) плоскостями.  

Сухая палка без сучков шириной примерно с мизинец не считая ногтя. Ее надо расколоть пополам топором, желательно каменным, или еще это делалось с помощью крепких деревянных колышков, вбиваемых вдоль по всей длине палки одновременно.




Еще весьма понадобятся полукруглая стамеска, хороший рубанок, тиски, клей по дереву, наждачка и шлифовальная бумага, прямоугольный или плоский надфель, ручные буравчики, небольшой резец по дереву или сапожный нож.

  Еще вам весьма понадобились бы: зубы бобра, мелкие речные камешки, моток сырой кожи, еловая смола, обрезки сырой кожи для варки клея, сухая шкурка лосося, нож, по всей видимости кремниевый и просто осколки кремня разной формы.
Для начала надо проковырять полукруглые желоба в обоих брусках. Форма их хитра, и поэтому мы вам их нарисовали. Старайтесь чтобы глубина желоба была везде одинаковой (около одного сантиметра), кроме той части где он закругляется. Сделать это нелегко.

  Для проделывания желобков речные камешки раскалялись в костре и клались потом при помощи деревянных щипцов аккуратненько на срез расколотой палки. Раскаленные камешки выжигали желобок, после чего его подравнивали и углубляли резцом из бобрового зуба.

Если вам это все-таки удалось, то у вас в руках появятся две половинки пимака. Какая из них будет верхняя, а какая нижняя - выбирайте сами, здесь ничего посоветовать не можем.

  После нескольких дней напряженных размышлений и консультаций у шамана племени о том какая же половинка верхняя, а какая нижняя, выбиралась наконец-то средняя половинка, и в ней проделывались дырки.
Прямоугольные дырки можно осторожно прорезать сапожным ножом и обработать надфелем. А круглые просверлить любым нравящимся вам способом.   Инструментом для этого служил конический осколок кости или кремня, который иногда привязывали на палку, нагревали его кончик на костре и проделывали дырки

 

***Давайте теперь разберемся с обозначениями. Для удобства описания мы используем простонародные технические термины


 

Теперь можно приступить к ковырянию дырок в верхней половинке.

Как вы заметили на рисунке, у пимака есть две прямоугольные дырки и шесть круглых.

Отмерьте примерно 14 см от входа в пимак (не в квартиру!) и аккуратненько нарисуйте ровненькие прямоугольные дырочки размером сантиметр на полсантиметра, с расстоянием в один сантиметр одна от другой. Если вы нам не верите, смотрите фотографию в натуральную величину, можно измерить прямо на экране.

Старайтесь чтобы дырки были не слишком широкими.

Что же касается круглых дырок: расстояние между ними может быть любым. Единственное, что нужно учитывать, это что первая дырка долна находиться как можно дальше от выхода, а последняя как можно дальше от свистка. Эти детали немало влияют на качество звука (кстати, все эти дырочки для того чтобы на дудка дудела).

Теперь надо эти две несчастные половинки склеить в один счастливый пимак.

Хорошо подогнанные бруски с аккуратно просверленными дырочками склеиваются только после того, как вы вставите между ними переборку из очень твердой и толстой кожи, или из дерева. На рисунке показано ее место внутри флейты и две ее разные формы.   Когда-то способ был один и очень простой - с трудом вырезанный кременевым ножом из толстой кожи кружок нещадно смазывался еловой смолой и вставлялся вовнутрь флейты в место, которое сегодня мы изображаем на рисунке.

 

Если перед тем как начать читать всю эту галиматью вы забыли купить клей, вам пора в магазин!!!

 

 





 

Клей готовился (бы) так:

В ненужную посудину (потому как вонять будет неслабо) наливается много воды и бросается совсем немного (может быть даже совсем один) ошметок сырой кожи и долго и упорно варится в хорошо проветриваемом типи или в пещере, находящейся в нескольких километрах от типи (лучше). Вариться оно себе варится, до тех пор пока злонесчастный шмоточек кожи не превращается в жуткого вида желе. Вот этим-то бульончиком и клеились флейточки.

Деревянную переборку в форме трапеции можно вырезать просто из ветки, диаметр которой сопадает с внутренним диаметром флейты, так чтобы вставив переборку вы могли бы соединить обе половинки плотно и без щелей.

Длина верхней грани трапеции (см. рисунок) ровна расстоянию между прямоугольными дырками. Чем больше угол трапеции, тем лучше.

Вклеивая деревянную переборку, вы просто кладете ее в нижнюю половинку, предварительно обмазав клеем, накрываете сверху верхней половинкой, и зажимаете в тиски. Не забудьте при этом смазать клеем и стыкующиеся грани половинок, а то как-то глупо получится.

   

 

С кожаной переборкой все гораздо проще, потому что кожа плотнее прилегает к стенкам желоба. Но звук у флейты с кожаной переборкой беднее.

Кожаная переборка сначала клеится к нижней половинке корпуса, а потом уже, когда низ хорошо схватился (потому что иначе все может перекоситься) сверху приклеивается верхняя половинка

Выбрав один из двух вариантов, вы поступаете одним из двух образов (Я задумался, а Гарик сказал: "Да ладно, это чтоб кастанеднее было!")

Но в любом случае все стыки должны быть хорошо промазаны клеем, без щелей, а то звука нормального не будет (опять напоминаем о предназначении пимака!)

 

Затем еще неостывшим свежесваренным клеем смазываются половинки, которые, в этом доисторическом варианте, абсолютно друг к дружке не подогнаны, и этим же клеем заливается переборка, половинки состыковываются и плотно перебинтовываются в нескольких местах размоченными в воде шнурками из сырой кожи.

Клей высыхает, кожа высыхает, и такой дудочкой можно даже защищаться от врагов.

Остается только замазать еловой смолой все щели и, для надежности, можно накапать через прямоугольную дырку смолу прямо внутрь пимака, заливая переборку, чтобы закупорить все оставшиеся щели.

У вашей свежей болванки сейчас квадратное сечение. Оставлять ее в таком виде нехорошо. Берем рубаночек и тщательно удаляем все углы к ядрене фене, мужики!

Произведя операцию удаления углов к ядрене фене, округляем ту часть пимака, которая называется входом, и зачищаем все это дело наждачкой.

У многих флейт выход вырезался в форме животных, часто журавлиной или лосиной головы

 

Пимак сделанный из ветки от природы кругл (нам так понравилась эта фраза что мы долго в восхищении пялились на экран).

Старые мастера даже кремниевыми ножами умудрялись придавать ему звериные очертания, чтобы уважали. Вот тут-то вместо шкурки использовалась сухая шкурка лосося.

 

 


email: Парфёнов Алексей
сайт: Самоделкин's. Мастерская алтайского интернета. ©2004

ne.format@inbox.ru